Новая сертификация шлемов ЕСЕ 22.06
После долгих обсуждений на европейском уровне относительно омологации шлемов наконец-то было достигнуто соглашение, и новый стандарт ECE 22.06 уже вступил в силу. Он заменил собой ECE 22.05, который был актуален на протяжении почти 20 лет. Теперь производители должны адаптироваться к новым требованиям, проводить тщательные и более точные испытания, чтобы продукция была сертифицированной.
Что поменялось?
Современные мотоциклетные шлемы лишь отдаленно напоминают аксессуары из 2000-х годов, особенно если рассматривать их в плане защиты. Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, что автоматическая защелка старого образца стала микрометрической, уменьшился средний вес, появились новые материалы и обновились технологии производства внутренней и внешней оболочки. И всё это в комплекте с солнцезащитными визорами на дорожных шлемах и модулярами различных форм-факторов. Само собой, что в ECE 22.05 об этом ни слова.
Поэтому теперь обновлённый стандарт предполагает проведение более обширных испытаний с довольно жесткими требованиями. Система вводит испытания на ротационные нагрузки и несколько тестов на удары под разным углом. А это во многом означает, что новые шлемы по ECE 22.06 получат более толстую скорлупу, особенно если это будет пластик. Модели из фибергласа или углеродного композита сохранят обычную толщину, но пенополистироловый наполнитель точно поменяет конструкцию.
Это и совершенствует сам ЕСЕ, и повышает уровень защиты шлемов, продаваемых в Европе за счет тестирования:
- на боковые удары и вращения. Сначала испытания проходят на небольших скоростях, но с их постепенным увеличением. Они проводятся по 12 точкам от средней линии шлема, в которых возможны удары. До этого их было от 4 до 6. Внутри оболочки разместят датчики, которые позволят оценить ущерб, нанесенный голове при повреждении;
- на устойчивость к истиранию, как это делают для текстильной и кожаной мотоэкипировки;
- на уровень амортизации на разных скоростях в случае падения с высоты 4 метра. Это связано с высокой смертностью райдеров во время падений даже при небыстрой езде, что обусловлено излишней жесткостью мотошлема. При этом наносимые удары будут не только прямыми, но и боковыми под углом 45 градусов;
- визоров. Он должен выдерживать попадание камешка на 200 км/ч: не деформироваться, не вылетать из шлема и не ломаться. Дополнительные солнцезащитные очки не должны ограничивать периферийное поле зрения под минимальным углом в 105 градусов или препятствовать закрытию главного визора. Тонирование может быть более темным — прозрачность 35 % против прежних 50 %. И обязательна пометка об использовании только в дневное время суток;
- аксессуаров, идущих в комплекте с мотоциклетным шлемом. Испытания коснутся и экшен-камеры с креплениями, и bluetooth-гарнитуры, чтобы удостовериться в отсутствии их неблагоприятного влияния. Ведь, будучи прикреплёнными, они увеличивают вес мотошлема и меняют степень его безопасности.
Пока производители могут выпускать экипировку в соответствии с ЕСЕ 22.05, но только до 2024 года. С этого момента вступит в силу запрет на продажу старых образцов, а до того часа есть шанс распродать все остатки. Перемещаться по дорогам в старых добрых шлемах по ЕСЕ 22.05, конечно же, можно. Поэтому пока райдер на свое усмотрение продолжает ездить в имеющейся «скорлупе» или покупает другую — с прежней омологацией или в новой версии. Без сертифицированного или незастегнутого мотошлема в Европе ездить нельзя. Грозит штраф до 333 евро и административное задержание до 60 суток.
Судя по всем вышеперечисленным испытаниям, производителям придется изрядно вложиться в разработку и тестирование. Но всё это откроет покупателям доступ к новейшим материалам, улучшенной безопасности и качеству. Скорее всего, такие шлемы будут стоить на 5 % дороже своих собратьев, но это окупается их высокой защитой, уверенностью в том, что они выдержат давление, падение и отразят удар гальки на высоких скоростях.
- Комментарии